А вот и сама книга:

КОНТРРЕВОЛЮЦИОННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ПЕРИОД ОКТЯБРЯ П. Ф. Метельков ПОБЕДА ВООРУЖЕННОГО ВОССТАНИЯ В ПЕТРОГРАДЕ И «НЕЙТРАЛИСТСКАЯ» ПОЗИЦИЯ СОЮЗА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ (ВИКЖЕЛЯ)

Декреты II Всероссийского съезда Советов решительно поддержали не только мастеровые и рабочие железных дорог, но и средние слои железнодорожников. В связи с этим В. И. Ленин на совещании полковых представителей Петроградского гарнизона говорил, что «даже колеблющиеся элементы, как, например, члены железнодорожного союза, высказываются за декрет о мире и о земле».

На совещании представителей Главных дорожных комитетов и Викжеля, проходившем 13—15 ноября 1917 г., работник Исполкома Союза Риго-Орловской дороги правый эсер Недзведский вынужден был открыто признать крах политики «нейтралитета». «„Нейтралитет" выполнить была, нельзя,— сетовал он.— Массы железнодорожников не поддерживали Викжель». Член Викжеля С. К. Антоневич вслед за представителем Риго-Орловской дороги заявил на этом совещании, что «целая категория труда на железных дорогах, так, например, мастерские службы тяги, особенно Петроградского и Московского узла, выражают нам недоверие и находятся в стадии глухого брожения и недовольства».

Потерпев поражение на переговорах об «однородном социалистическом правительстве» и не получив поддержки в массе железнодорожников, викжелевцы решили перейти к новой тактике— саботажу всех мер СНК по организации нормальной работы железнодорожного транспорта. 5 ноября Викжель разослал по всем железным дорогам страны телеграмму: «Ввиду того, что власть остается в руках одной партии большевиков, Викжель признал необходимым отстраниться от управления центральным ведомством путей сообщения» 26.

•Викжелевцы, чтобы удержаться у руководства Союзом, встали на путь разжигания синдикалистских, местнических настроений среди железнодорожников. В многочисленных директивах, рассылаемых по всем линиям железных дорог, Викжель предлагал дорожным комитетам отказаться от централизма в организации управления железными дорогами и передать правление в руки «автономных местных органов железнодорожного союза». 17 ноября Викжель разослал телеграмму, в которой говорилось: «...органом, которому может быть вручено управление и руководство транспортом в настоящий трагический момент, может быть только Всероссийский железнодорожный союз...» " Спустя несколько дней этот союз открыто объявил о том, что он не будет выполнять никаких распоряжений органов Советской власти и временно исполняющего обязанности комиссара путей сообщения М. Т. Елизарова.

Совет Народных Комиссаров, организуя работу железнодорожного транспорта, не прибегал к каким-либо карательным мерам против ЦК союза железнодорожников. В. И. Ленин учил, что в обстановке острой классовой борьбы, на крутых поворотах в развитии общества неизбежны колебания непролетарских трудящихся слоев. В условиях гражданской войны полупролетарские слои трудящихся накапливают свой собственный практический опыт, который, как подчеркивал В. И. Ленин, имеет гигантское значение и дает им возможность сравнивать власть пролетариата с властью буржуазии.

Совет Народных Комиссаров неоднократно предлагал Вик-желю выдвинуть из своей среды коллегию для руководства железными дорогами. Викжель всякий раз отклонял эти предложения. Мелкобуржуазные политики из ЦК союза железнодорожников не видели или не хотели видеть, что железнодорожные массы давно отвернулись от них и безоговорочно поддерживают Совет Народных Комиссаров.

В. И. Ленин хорошо знал настроения железнодорожников. Резолюции с требованием созвать съезд железнодорожников ежедневно поступали в адрес СНК со всех дорог. И на основе этих требований 22 ноября В. И. Ленин принимает решение прекратить переговоры с Викжелем.

11 ноября на заседании СНК, на котором присутствовал представитель ВЦИК Я. М. Свердлов, было принято решение о выплате авансов железнодорожникам в размере ставок, установленных декретом о нормах оплаты труда железнодорожников, категориях служащих и о восьмичасовом рабочем дне во всех отраслях железнодорожного труда. Были приняты нормы оплаты труда железнодорожников, выработанные Всероссийским учредительным съездом в Москве 21 августа 1917 г.

Уже в первые месяцы после победы Октября не только рабочие, но и средние служащие на собственном опыте убедились, что власть Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов выражает коренные интересы всех трудящихся. Принятие Совнаркомом «Декрета о нормах оплаты труда...» нанесло еще один удар по «нейтралистской», «межклассовой» политике Викжеля. Видный член Викжеля П. Вомпе писал позднее в своих воспоминаниях, что «продолжать свое существование в условиях Советской республики как „межклассовая" организация Викжель, естественно, долго не мог...».

Викжель оказался в изоляции от масс не только потому, что в революции занял «межклассовую», «нейтральную» позицию.

123[4]5
Оглавление